ЭФФЕКТИВНАЯ, ЭКОЛОГИЧЕСКИ АДАПТИРОВАННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ЗАГОТОВКИ ЛЕСА НА БАЗЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ТЕХНИКИ

Кузнецов В. И.
Генеральный директор
ООО фирма «Лестехком»
Источник: www.woodbiznes.spb.ru

ЭФФЕКТИВНАЯ, ЭКОЛОГИЧЕСКИ АДАПТИРОВАННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ЗАГОТОВКИ 
    ЛЕСА НА БАЗЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ТЕХНИКИ Устойчивое развитие лесного сектора невозможно без широкого применения машинных технологий лесозаготовок, адаптированных к природно-производственным условиям лесных территорий. Заготовка древесины с использованием бензопил является тяжелым и опасным видом труда, который становится все менее привлекательным, особенно для молодежи. Опыт применения машинных технологий свидетельствует, что их реализация позволяет практически полностью исключить смертельный и тяжелый травматизм на лесосечных работах, а также создать цивилизованные условия труда для рабочих. Значительно, в 3-5 раз, растет производительность труда. Однако есть серьезное препятствие полной машинизации – высокая стоимость комплекта машин для освоения технологии без ручного труда. Поэтому для практики лесозаготовок особенно важен подбор комплекта машин, дающих наибольшую эффективность в имеющихся природно-производственных условиях. Этот выбор следует делать, основываясь на технических показателях машин, их стыковке в технологическом процессе, выходе продукции, наличии квалифицированных кадров. Сейчас открытие рынка позволяет лесозаготовителям выбирать оборудование для широкого круга лесосечных технологий.

Раньше заготовкой занимались в основном в крупных леспромхозах (100 тыс. м3 и более в год), где применялась технология заготовки и вывозки с лесосеки хлыстов. При этом использовались российские машины: валочно-пакетирующая ЛП-19, трелевочный трактор ТТ-4М, сучкорезная машина ЛП-33А, погрузчик и лесовоз. Сейчас картина на заготовке леса сильно изменилась. Появилось много мелких лесозаготовителей. Не имея опыта в машинных технологиях, не учитывая особенности древостоя и несущей способности грунтов, не обосновав экономической целесообразности, они поддаются на рекламу заготовки и вывозки с лесосеки готовых сортиментов и решаются освоить сортиментную технологию, для чего приобретается дорогостоящее оборудование.

Чем же привлекает эта технология? Вроде бы, выгода понятна всем: в техпроцессе участвуют две машины: харвестер и форвардер, – то есть из технологической цепочки высвобождается одна машина (сучкорезная), и, кроме того, отпадает необходимость в нижнем складе. Погрузчики заменяются автомобилями, оборудованными манипуляторами. Да, нижний склад увеличивает себестоимость куба леса на 100-150 рублей, а то и более, но у него есть и свои преимущества: более полное (до 20-25 %) использование древесины, за счет качественной сортировки, лучшие условия отгрузки потребителю.

Но основной причиной перехода на сортиментную технологию является дефицит рабочей силы. Старые кадры из леса уходят, доработав свой век на старых машинах, а молодежь на их места не идет. Привлечение рабочей силы из стран СНГ становится невыгодным в связи с ужесточением миграционных законов и затратами на ее содержание. Поэтому лесозаготовители приобретают импортные комплексы, думая, что их рекламируемая эффективность решит все проблемы. Но они не задумываются о том, каковы будут суммарные затраты, какой квалификации должен быть оператор – тем более, что операторов надо готовить заранее, и при этом только два-три человека из десяти смогут хорошо работать на харвестере.

Теперь посчитаем! На сегодняшний день большинство лесозаготовителей, которые перешли на сортиментную технологию заготовки лесопродукции, используют зарубежные комплексы машин производства Финляндии, Швеции, и так далее. Стоимость импортного комплекса для сортиментной заготовки (харвестер+форвардер) в среднем обходится потребителю в полмиллиона евро. Это 18 млн. руб. Но в большинстве случаев с одним харвестером должны работать 2 форвардера – это еще 200 тысяч евро. Вывозку автотранспортом пока в расчет не берем, просто попробуем определить себестоимость заготовки 1 м3 леса импортным комплексом харвестер+форвардер на момент складирования и лесовозной дороги. В ходе проведения опроса руководителей ряда леспромхозов, которые используют такие комплексы, точной информации, к сожалению, от них получить не удалось: у одних это коммерческая тайна, другие считают слишком усредненно, кто-то занижает, кто-то завышает, и только финские специалисты дали более-менее четкую цифру. В Финляндии себестоимость заготовки 1 м3 сортиментов харвестером «Тимберджек» у пня в среднем колеблется от 6 до 7 евро. Здесь включено все: ГСМ, масла, резина, все необходимые материалы, ТО и запчасти. Себестоимость вывозки форвардером при среднем плече в 500 метров колеблется в пределах 5,9-6,5 евро. Если плечо вывозки больше, то, как уже говорилось чуть раньше, в этом случае необ ходимо два форвардера, и тогда стоимость вывозки удвоится.

Итак, общая себестоимость получения сортиментов у дороги с использованием импортного комплекса, по самым скромным подсчетам, составляет от 13 до 17 евро/м3 у дороги – или, в переводе на рубли, 455-500 руб./м3.
К полученным цифрам следует добавить амортизацию. Это много, учитывая попенную плату и последующие затраты на вывозку и отгрузку потребителям. Поэтому необходимо решить задачу удешевления сортиментной технологии за счет использования традиционных российских приемов лесосечных работ и отечественной техники, которая значительно дешевле, требует меньших отчислений на амортизацию, но достаточно производительна.

К примеру, в Вологодской области (Никольский ДРСУ) уже внедрена технология получения сортиментов на складе лесовозной дороги с использованием машин отечественного производства. Себестоимость заготовки с внедрением этой технологии практически составила 270 руб./м3. Это меньше на 20 рублей, чем при заготовке ручным способом (то есть бензопилами), которая в этом же леспромхозе достигала 290 руб./м3.

Суть техпроцесса заготовки леса с использованием отечественных машин состоит в следующем:
Для валки леса используется серийная валочно-пакетирующая машина ЛП-19. В комплексе с ней работают две трелевочные машины, доставляющие деревья на верхний склад, расположенный у дороги. На этом складе работает машина ЛП-19, оборудованная харвестерной или процессорной головкой, которая обрезает сучья, раскряжевывает хлысты и сортирует бревна по длине и породе древесины. На погрузке сортиментов применяется машина ЛП-19, оборудованная погрузочной головкой (возможно, в сменном варианте).

Преимущества этой технологии представляются автору этой статьи в следующем:
Во-первых, использование харвестерной машины (или с процессором) на верхнем складе дает рост производительности на 30-40 режиме валки делает за смену 130-150 м3 сортиментов, то при разделке из пакетов – 200-220 м3. Самая дорогая машина используется более интенсивно.
Во-вторых, отечественные машины – на гусеничном ходу, а это большой плюс для работы, как на заболоченных лесосеках, так и зимой при глубоком снеге.
В-третьих, валка с помощью ЛП-19 и бесчокерная трелевка хорошо освоены в российской практике лесозаготовок. Для них есть техника и подготовленные кадры.
В-четвертых, использование машины с погрузочной головкой позволяет сократить время погрузки в два с лишним раза и использовать для вывозки автотранспорт, не оборудованный манипуляторами.
В-пятых, стоимость расходных материалов для отечественных машин в среднем в 3-4 раза ниже, чем для импортных.

П р е и м у щ е с т в а  р о с с и й с к и х машин состоят еще и в том, что они адаптированы для работы при температурах до – 40 °С, а импортные до – 25 °С. Для северных районов это очень существенный фактор.

Стоит добавить также, что рассматриваемая технология применима на всех грунтах с низкой несущей способностью, в том числе на заболоченных лесосеках. При этом получаемые отходы (вершинки, сучки, гниль) концентрируются в одном месте.

И, наконец, вернемся к цифрам. Стоимость комплекса машин для этой технологии будет составлять 320-350 тысяч евро. Но стоит принять во внимание, что у большинства лесозаготовителей уже имеется часть машин, и что бы докупить недостающее оборудование, потребуется не так уж много средств.
Что же собой представляют современные отечественные лесные машины?

Р а с с м о т р и м  о д и н  п р и м е р . Недавно на одном из российских предприятий была разработана собственная конструкция валочно-пакетирующей машины ЛП-19, где были учтены недостатки, присущие старым модификациям, и применено немало конструкторских нововведений.

Начнем хотя бы с ходовой системы: это и новая усиленная рама, и прогрессивные планетарные механизмы передвижения от известнейшей итальянской фирмы «Transmital Bonfiglioli», и эффективные уплотнения осей рычагов и балансиров подвески. Сделан первый шаг и в улучшении удобства обслуживания ходовой системы: рама снабжена трапами из просечного листа, что позволяет удобно и безопасно перемещаться по ней во время обслуживания машины, а точки смазки узлов подвески вынесены в более удобные места.
Еще большие изменения претерпела конструкция поворотной платформы: здесь изменено все, кроме капотов, – начиная с рамы и кончая новой комфортабельной кондиционированной кабиной.

Морально устаревший цилиндрический механизм поворота платформы заменен современным планетарным механизмом все от той же фирмы «Transmital Bonfiglioli». Дизельный двигатель ЯМЗ-238 получил мощный (30 кВт) и надежный пусковой подогреватель от немецкой фирмы «Eberspacher». Установлены гидравлические распределители собственного производства в двух вариантах: с механическим (ручным) и дистанционным гидравлическим управлением; они оснащены встроенными вторичными предохранительными клапанами и измененной гидравлической схемой, и предоставляют возможность совмещения большего количества операций, чем устанавливаемые ранее. Вентилятор итальянской фирмы «Emegy» обеспечивает возможность продолжать работу в самые жаркие летние дни, когда другие машины вынуждены делать паузу. Новый гидравлический бак со встроенными возвратными фильтрами повышенной грязеемкости оснащен отсечными клапанами, которые позволяют производить большую часть работ по ремонту и обслуживанию машины без необходимости слива масла из бака. Комбинированный отопитель кабины – кондиционер воздуха – устанавливается с дополнительным водяным насосом, что позволяет существенно улучшить отопление кабины в зимнее время.

Не было обойдено изменениями и технологическое оборудование машины: изменена конструкция оголовника стрелы (да и сама стрела была существенно усилена) и верхнего кронштейна рукояти, сопряженного со стрелой, увеличено сечение рукояти в области сопряжения с захватно-срезающим устройством, введена централизованная смазка шарнировстрелы/рукояти. Претерпело конструктивные изменения и захватно-срезающее устройство: изменена конструкция захватов, нижней призмы, рамы пилы. Разработан новый механизм срезания с увеличенной в два раза скоростью пиления и смазкой шины пилы. В стадии испытаний находится механизм срезания с пильной цепью/шиной фирмы «Oregon» и со скоростью резания до 35 м/сек, а также новое захватно-срезающее устройство с дисковой пилой и накопителем срезанных деревьев в захвате. Также в настоящее время заключен контракт с известной канадской фирмой на поставку захватно-срезающего устройства с дисковой пилой и накопителем срезанных деревьев, и планируется его установка на серийную машину, что значительно увеличит производительность ее работы. Кроме этого, предприятие планирует:
- изменить компоновку поворотной платформы машин с тем, чтобы свести до минимума возможность самовозгорания в случае выброса масла из гидросистемы;
- сделать процесс обслуживания машины более удобным;
- оснастить более мощным двигателем и увеличить производительность машины, причем не только за счет ускорения технологических операций, но и за счет сокращения времени на обслуживание и ремонт;
- дооснастить сучкорезную машину функцией раскряжевки, чтобы российские потребители обрели, наконец, возможность получать сортименты вблизи точки погрузки на автомобильный транспорт.

Еще одно направление развития технологического оборудования российских лесных машин – это создание сменного оборудования. Солидным успехом на этом пути является создание и отработка конструкции погрузочной головки для погрузки леса в хлыстах и в сортиментах на автолесовозный транспорт. К моменту написания этой статьи более двадцати предприятий в Европейской части России и в Сибири уже перешли на погрузку леса отечественными погрузочными головками, а многие совсем отказались от погрузки челюстными погрузчиками.

Наметившаяся в последнее десятилетие тенденция к внедрению в отдельных лесозаготовительных предприятиях скандинавской (сортиментной) технологии заготовок подталкивает российские предприятия к созданию новой серии машин, специально адаптированных к монтажу харвестерных головок европейских производителей. На одном из них эта работа, начатая еще в 2002 году, к концу 2005 года оформилась в серийную машину с принципиально иной, чем у предшественниц, гидросистемой, отличительным признаком которой является насос переменной производительности, управляемый от «LS» распределителя с «закрытым центром».

Преимуществом такой гидросистемы является легкая адаптация самых разных производителей, меньшая нагрузка на двигатель, меньший нагрев масла за счет снижения степени дросселирования при управлении скоростью рабочих органов. Создававшиеся изначально как машины «под харвестерную головку», машины этой серии в варианте с традиционным захватно-срезающим устройством также выгодно отличаются от предшественниц – это и безукоризненное совмещение любых операций, и более спокойная нагрузка на двигатель, и более высокая надежность всех узлов. Следует отметить, что гидросистема машин этой серии комплектуется полностью из компонентов ведущих европейских производителей: Rexroth, Danfoss, Linde, Centa, Hydrocontrol, Comatrol, Sofima, Manuli. Это, с одной стороны, залог европейского качества, а с другой – необходимость более культурного обслуживания. К счастью для всех нас, требования по удовлетворительному обслуживанию сводятся к двум пунктам:
1) чистое и качественное масло;
2) чистота при обслуживании и ремонте.

Думается, что эти два условия не станут препятствием для внедрения машин этого поколения. На сегодняшний день шесть таких машин, как с харвестерными головками, так и валочно-пакетирующих, успешно работают в лесозаготовительных предприятиях Европейской части России. В последнее время в лесозаготовительных предприятиях становится «модным» переход на скандинавские технологии лесозаготовок. Понятно, что наши лесозаготовители слишком долго ждали хорошей техники от отечественных машиностроителей, и многие, устав ждать, все чаще посматривают за Балтийский горизонт на заморскую технику… Поверьте, дорогие коллеги, российские производители имеют все возможности, чтобы поставлять на отечественный рынок технику не хуже. К тому же, стоит со всей серьезностью отнестись к тому факту, что в настоящее время в Северной Америке (в первую очередь, в США) процент заготовки по скандинавским технологиям снижается, а хлыстовая заготовка древесины, напротив, превышает 90 % от общего объема.

Автор этих строк также считает, что в России хлыстовой метод заготовки древесины в будущем будет доминирующим, так как себестоимость заготовки при хлыстовом методе значительно ниже, чем при сортиментном.

В заключение стоит привести бытовой пример. У автора много знакомых, которые имеют джипы марок «Ниссан-Паджеро», «Ландкрузер», но на рыбалку и охоту ездят на УАЗике. Спрашивается, почему? Да потому, что у УАЗа проходимость выше, и если что сломается – не так жалко, так как запчасти на него стоят копейки, и они есть в каждом магазине.

Так что российские машины Вас никогда не подведут, и мода на них снова вернется.

Другие публикации

Анекдоты

В Сибири, в одну из лучших лесозаготовительных бригад, где работают только опытные вальщики... Подробнее…


Самой - самой...

Из созданных конструкторами отечественного лесного машиностроения на сегодняшний день машин, можно считать:

тяжелой - валочно-транспортную машину МЛ-52...

производительной - валочно-пакетирующую машину ЛП-19 и её модификации.


НОВЫЙ ЛЕСНОЙ КОМБАЙН

Лукич Павел Викторович, зам. генерального директора
Рудник Александр Михайлович, ст. научный сотрудник
Пашков Валерий Петрови, ведущий конструктор
ОАО "ЦНИИМЭ"

Многооперационная лесозаготовительная машина включает самоходное колесное шасси с двухсекционной шарнирно-сочлененной рамой. На передней полураме с левой стороны машины по ходу движения расположена одноместная кабина оператора. Двигатель и манипулятор с рабочей головкой установлены по центру машины. Ось вращения колонны манипулятора наклонена в продольной плоскости... Подробнее...


"Лесдревмаш-2004"

С 6 по 10 сентября в Москве проводилась одна из крупнейших в России по тематике лесопромышленного комплекса 10-я Международная выставка «Машины, оборудование, инструменты и приборы для лесной, целлюлозно-бумажной, деревообрабатывающей и мебельной промышленности “Лесдревмаш-2004”. Подробнее…


А Вы знаете, что…

Заводы лесного машиностроения в 2002 году работали всего только на 9,3% по изготовлению машин и на 23% - бензопил от своих мощностей. Подробнее…


Механизация обрезки сучьев

Самоходная сучкорезная машина ЛО-72 Рудник Александр Михайлович
инженер-механик
февраль 2008г.

Процесс обрубки сучьев топором прост и понятен: человек видит сучок и в зависимости от его толщины наносит топором удар требуемой силы, стараясь срубить сучок заподлицо. При необходимости он повторяет удары, добиваясь нужного результата. Вот и вся «технология»… Подробнее…


Машина трелевочная ТМ-96! Неужели прогресс?

Машина трелевочная большой грузоподъемности ТМ–96 Приоров Герман Евгеньевич, доцент, МГУЛ
Рудник Александр Михайлович, инженер-механик
июль 2008г.

Вот недавно обнаружил в Интернете на сайте www.traktory.ru далее по ссылке «военная спецтехника» машину трелевочную большой грузоподъемности ТМ–96. Машина создана на базе военного артиллерийского тягача АТС-59Г Подробнее…


Средства малой механизации

Средства малой механизации

Рудник Александр Михайлович, инженер-механик
февраль 2012г.

Ученые и специалисты лесной отрасли считают, что человек начал "заготавливать лес" почти 2 миллиона лет тому назад, как только взял в руки палку, чтобы сделать из неё лопатку для выкапывания съедобных корешков. А когда первобытный человек освоил огонь, то стал заготавливать древесину как топливо. ... Подробнее...