Летом 1957 года в Брюсселе открылась международная промышленная выставка. Среди экспонатов советского павильона внимание специалистов лесной промышленности привлекала необычная по внешнему виду бензиномоторная пила: от привычной компоновки всех зарубежных образцов ее отличали высокие рукоятки. Работать такой пилой значительно удобнее: вальщику почти не приходилось сгибаться, как при работе бензопилой с низкими рукоятками, равномерно распределяется нагрузка на обе руки. Технические показатели нашей пилы также были достаточно высокими.
Бизнесмены, представители иностранных фирм, выпускавших моторные пилы уже несколько десятилетий, волновались: неужели советская новинка затмит их последние образцы? Мнение жюри было единодушным: высшая награда – “Гран-при” (большая золотая медаль) была присуждена нашей бензопиле “Дружба”.
Назвали ее так, отмечая содружество коллективов ЦНИИМЭ и одного машиностроительного завода на Украине, творческие усилия которых помогли создать хороший инструмент для лесозаготовителей. Название “Дружба” выбрали и потому, что появление новой пилы совпало с празднованием трехсотлетнего воссоединения Украины с Россией.
Благодаря высоким техническим показателям пилы “Дружба” быстро распространились на лесозаготовках. Передовые рабочие, освоив новый мотоинструмент, заготовляли по 100…120 м3 древесины в смену. Уже к 1960 году уровень механизации валки леса достиг 97%.
С тех пор конструкция бензопил непрерывно совершенствуется, повышается их мощность, увеличивается моторесурс, улучшаются отдельные узлы. Большое внимание уделяется снижению уровня вибрации и шума. Были созданы новые модели бензиномоторных пил.
Переносные цепные бензиномоторные пилы используются на лесосеках для срезания деревьев при валке, очистке деревьев от сучьев и раскряжевке хлыстов, а также при очисте лесосек и выполнения подготовительных работ.
В качестве двигателей бензиномоторных пил используются карбюраторыные одно- или двухцилиндровые двухтактные двигатели с кривошипно-камерной продувкой мощностью 3...8 кВт. Зажигание рабочей смеси осуществляется запальной свечой от магнето через провода высокого напряжения. Специальной сыстемы смазки двигатели не имеют, поэтому для смазки цилиндра, подшипников коленчатого вала и шатуна в топливо добавляется масло в пропорциях от 1:12 до 1:25. Запуск двигателя производится ременным или канатным стартером (съемным или несъемным).
Бензиномоторные пилы делаются с редукторами и без них. При наличии редуктора между ним и коленчатым валом устанавливается муфта сцепления. Если редуктора нет, муфта сцепления ставится между коленчатым валом и ведущей звездочкой. Муфты сцепления фикционного типа, в основном автоматические центробежные.
По назначению бензопилы делятся на специализированные и универсальные. К специализированным относятся пилы с высоким расположением рукояток, например, "Дружба-4М", "Урал-2" и "М-228". К универсальным относятся бензиномоторные пилы с низким расположением рукояток, например, "Тайга-214" и "Крона-202".
Ручные бензиномоторные пилы по-прежнему сохраняют свое значение на лесозаготовках за рубежом. Если в таких странах, как Швеция, пилы в основном вытеснены из леса, в остальных странах мира они широко используются для валки, обрезки сучьев и раскряжевки древесины.
Тенденции в развитии конструкций бензиномоторных пил обуславливаются общими возрастающими экологическими и эргономическими требованиями.
В частности вопросы экологии решаются путем установки катализаторов, обеспечивающих более полное сгорание топливной смеси, использованием смазочных масел растительного происхождения и специальных приспособлений к канистрам для предотвращения выливания топлива и масел на землю.
В конструкциях пил применяются более совершенные системы гашения вибрации, устройства, облегчающие запуск холодного двигателя и обеспечивающие эффективность газообменных процессов в двигателе, центробежные системы очистки воздуха, регулируемый маслонасос для смазки пильной цепи и др. Все зарубежные пилы выпускаются с низкими рукоятками.
Технические характеристики | |||||||||||||
Модель | Ne, кВт |
Vc, см3 |
Qt, г/кВт·ч |
Vs, м/с |
Tv, л |
Mn, dBA |
Vd, х10-2м/c |
Bl, см |
L, мм |
W, мм |
H, мм |
Wg, кг |
Год |
Dolmar A | 4,3 | 58,0 | 1927 | ||||||||||
Дружба-60 | 2,2 | 12,0 | 1960 | ||||||||||
Тайга-214Э | 2,6 | 75 | 625 | 17 | 0,8 | 40 | 857 | 280 | 272 | 8,8 | 1989 | ||
Крона-202 | 1,8 | 44 | 625 | 18 | 0,6 | 106 | 31 | 755 | 200 | 260 | 6,8 | 1989 | |
М-228 | 3,7 | 80 | 610 | 15 | 1.3 | 46 | 10,6 | 1990 | |||||
Хуск...262ХРН | 3,4 | 61,5 | 45 | 5,8 | 2000 | ||||||||
Дружба-4МЭ | 2,94 | 94 | 720 | 8 | 1,5 | 106 | 7.9 | 46 | 500 | 865 | 460 | 12,5 | 2001 |
Урал-2ТЭ | 3,68 | 109 | 632 | 106 | 7.9 | 46 | 460 | 880 | 460 | 11,7 | 2001 | ||
Тайга-245 | 2,6 | 612 | 106 | 4.0 | 40 | 900 | 280 | 300 | 8,95 | 2001 | |||
Крона-202 | 1,8 | 45 | 612 | 106 | 3.5 | 31 | 755 | 265 | 265 | 6,8 | 2001 |
В таблице обозначается:
Ne - мощность двигателя, кВт
Vc - рабочий объем цилиндра, см3
Qt - расход топлива, г/кВт·ч
Vs - скорость пильной цепи, м/с
Tv - вместимость топливного бака, л
Mn - уровень звука, dBA
Vd - эквивалентное корректированное значение виброскорости
на рукоятках управления, х10-2 м/c
Bl - длина пильной шины, см
L - длина, мм
W - высота, мм
H - ширина, мм
Wg - масса, кг
При валке деревьев бензопилой пользуются гидравлическим клином КГМ-1А, приводимым в действие от двигателя пилы. Щеки клина вставляют в рез, образованный пилой в дереве. При нагнетании гидросмеси в цилиндр поршень вместе с клином выдвигается вперед, разжимает щеки и создает вертикальное сталкивающее усилие на ствол дерева гидроклином. Гидроклин имеет грузоподъемность 5 тонн и может сталкивать в нужном направлении деревья диаметром до 60 см с обратным наклоном до 5°. Масса клина 3,6 кг. Для сталкивания крупномерных деревьев (диаметром 60...120 см) выпускается гидродомкрат ДГМ-16 грузоподъемностью 14,4 тонн.
Бензопилы обладают большой универсиальностью. Двигатель пилы может соединяться с инструментами и устройствами для выполнения различных работ: сверлами по дереву и металлу, гайковертами, бурами. Бензопилу, вернее ее двигатель, можно также использовать в качестве привода для узкоколейных дрезин, моторных лодок, переносных лебедок, переносных электростанций.